Линкор «Свободная Россия»: история гибели и попытки поднятия

 экспедиция на линкор "Свободная Россия"

В Геленджике немало интересных для дайвера мест, одним из которых является исторический рэк – линкор «Свободная Россия». Останки затопленного в 1918 году артиллерийского военного корабля покоятся в 2900 метрах от побережья на глубине 36-39 метров. Погружения к нему доступны опытным дайверам при строгом условии полного соблюдения всех правил техники безопасности. Это касается и нашего дайв-центра: наличие у любителя подводных путешествий сертификата AOWD DEEP – обязательное требование для допуска к экскурсии.

В чем причина гибели линкора «Свободная Россия»?Фото линкора "Свободная Россия"

Этот линейный корабль входил в состав Черноморского флота наряду с аналогичными по конструкции линкорами «Императрица Мария», «Император Александр III», «Император Николай I». Но только он один принимал участие в серьезных сражениях. В начале 1916 года это были успешные набеги на турецкое побережье и стычки с германскими боевыми суднами во время патрулирования. В ноябре 1917 года это был безуспешный перехват легкого немецко-турецкого крейсера «Мидилли», который уже в январе 1918 года затонул из-за подрыва на минах в бою у острова Имброс.

Однако погубили бывшую «Императрицу Екатерина Великая» (а именно так до апреля 1917 года назывался корабль) вовсе не бои с врагами. Причина была в намеренном затоплении дредноута советским эсминцем «Керчь». Соответствующее секретное распоряжение было отдано лично В.И. Лениным с целью избежать попадания опасной боевой единицы в руки немецких войск согласно тяжелым для СССР брестским соглашениям. Вынужденная казнь «Свободной России» состоялась в Цемесской бухте 18 июня 1918 года. Вместе с ней были затоплены эскадренные миноносцы «Гаджибей», «Громкий», «Калиакрия», «Капитан-лейтенант Баранов», «Фидониси» и др. Судьба палача тоже печальна: недалеко от Туапсе возле Кадошского маяка «Керчь» была затоплена экипажем.  

Попытки поднятия линкора «Свободная Россия»

После девяти мучительных военных лет страна была истощена. Ресурсы для восстановления экономики искали в том числе и под водой, для чего была учреждена организация «Экспедиция подводных работ особого назначения» (ЭПРОН). Есть сведения, что успех эпроновцев подстегнул Сталина дать добро на поднятие с линкора имущества и боезапаса.

С этого в начале 30х годов и началась работа. Занималась ею группа из 10 человек: 8 лучших курсантов Водолазной школы под руководством 2 опытных водолазов. Для вспомогательных работ привлекались мотористы и вольнонаемные рабочие. На поверхность были извлечены лежащие вблизи перевернутого вверх дном корпуса 2 башни главного калибра. Затем приступили к выемке ценного в те годы боезапаса: стоимость снарядов главного калибра достигала 3 тыс. рублей.

Припасы хранились в погребах, доступ в которые было решено обеспечить подрывом. Удачное срабатывание первого заряда открыло лаз в один из погребов, но закладка второго непосредственно над хранилищем снарядов привела к мощному взрыву. Взметнувшейся на более чем 100 метров водой с катера смыло людей. За бортом в тяжелом снаряжении и без защиты дыхания оказался и руководитель операции И.Т. Чертан. Его спасли, но все работы по поднятию было решено прекратить ввиду сильного повреждения детонацией останков линкора.




Перед использованием форм, запрашивающих персональные данные, пользователь обязан ознакомиться с политикой конфиденциальности


Веб студия СПб-Дизайн.рф
создание и продвижение сайтов, 2003 ©