Азовский прорыв 1942 года. История о том, как «Сакко и Ванцетти» выбрался из передряг

 История погружения к "Сакко и Ванцетти"

Современникам грузовое судно «Сакко и Ванцетти» известно как один из интереснейших рэков вблизи Геленджика. На самом деле это один из 46 сухогрузов, затонувших в черноморской акватории в годы Великой Отечественной. Если история гибели «Сакко и Ванцетти» достаточно известна, то о том как складывалась его более ранняя судьба информацию в открытых источниках найти не так-то просто.

В частности, неизвестен год постройки и точное назначение в довоенные времена. Есть мнение, что этот пароход до 27.07.1941 (с этой даты он числился в составе транспорта ЧФ) перевозил грязную воду с кораблей и подводных лодок. Но раз доподлинных сведений нет, то гадать не будем. Лучше расскажем о том, что с ним было примечательного в военные годы.

История участия «Сакко и Ванцетти» в Азовском прорыве

После перевода в состав ЧФ судно имени репрессированных американских революционеров занималось транспортировкой людей, техники, сыпучих грузов. Но в мае 1942 года в связи с порровалом Керченско-Феодосийской операции оно было эвакуировано вместе со многими другими кораблями в Азовское море.Сухогруз "Сакко и Ванцетти": история в героических примерах

К 25 июля 1942 года немцы повторно взяли Ростов-на-Дону. Нависшая над заблокированными судами угроза простимулировала власти отдать приказ о переводе транспортов в черноморский бассейн. Задача была сложной: фарватер немцы заминировали, а пространство над проливом было под угрозой вражеского огня с западного берега. Поэтому конвои были обеспечены боевой поддержкой – сторожевыми катерами, тральщиками, истребителями, морской пехотой.

4 августа «Сакко и Ванцетти» под управлением капитана В.С. Миронова возглавлял второй конвой. Строй кораблей вышел из Темрюка после полудня, а к вечеру достиг мыса Ахиллеон. Начать форсировать пролив под заградительным огнем с восточного берега планировалось в 20 часов. Сперва все шло по плану, но ближе к ночи построение кильватерной колонны нарушилось: из-за низкого качества угольного топлива «Сакко и Ванцетти» отстал. Но это и к лучшему, ведь ушедшие вперед суда попали под обстрел. К счастью, неудачный.

К утру на место стоянки добрался и «Сакко и Ванцетти», но передышки не случилось из-за налета бомбардировщиков. И снова врага ждала неудача: маневры спасли корабль от воздушных атак. После налета судно загрузили и провели удиферентовку для безопасного перехода по мелководью.

Но удача отвернулась. Сначала уже в промоине обнаружилась ошибка в расчетах глубин, из-за чего корабль был вынужден буквально бурить себе дорогу. Затем дало о себе знать плохое топливо – скорость выше 4 узлов не развивалась. Поэтому до пункта назначения в Железном роге добрались уже засветло, где и были вновь атакованы с воздуха. От нападения конвой защитили истребители, благодаря чему к 7 августа «Сакко и Ванцетти» вместе с другими судами добрался до Анапы.




Перед использованием форм, запрашивающих персональные данные, пользователь обязан ознакомиться с политикой конфиденциальности


Веб студия СПб-Дизайн.рф
создание и продвижение сайтов, 2003 ©